Эпоха Просвещения
Образовательные тенденции эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения - переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в.
Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.
Характерно, что именно в XVIII в. инициатива открытия учебных заведений постепенно переходит из ведения церкви к государству и общественности, а также создаются первые законодательства (указы, школьные уставы), определяющие специфику образовательного процесса в различных типах учебных заведений, что стало основой процесса централизации школьного дела.
В первую очередь это было связано с новой целевой установкой образовательной системы, которая была ориентирована на:
• преодоление традиций сословного образования и распространение идей просвещения и просветительства на различные слои населения;
• признание свободы и «естественного равенства» людей на основе учета природной составляющей человека;
• приближение школы к новым социально-экономическим условиям реальной жизни за счет воспитания «новой породы» людей.
В качестве основных тенденций, характеризующих развитие образования на данном историческом этапе, можно отметить следующие:
- консервативный характер всей системы образования, ориентированной на узкофункциональную подготовку учеников;
- закрепление значимости и обязательности получения определенного образовательного уровня для представителей различных слоев населения, т.е. образование, рассматривается как гражданская обязанность;
- становление системы учебных заведений вне зависимости от половой принадлежности учеников, открытие начальных школ для девочек;
- появление всесословных образовательных учреждений, отличающихся как программами обучения, так и спецификой организации учебного процесса;
- возникновение потребности в подготовке специально обученного педагогического персонала для самых различных типов учебных заведений, зарождение основ педагогического образования;
- становление системы школьной дидактики, построенной на специфических, отражающих особенности детского восприятия информативного материала, учебных пособиях и учебниках.
Таким образом, в образовательной системе эпохи Просвещения были закреплены и существовали параллельно как традиционные подходы к организации учебного процесса, так и новые, альтернативные, определенные формированием новых общественных отношений и промышленного производства, которые формировались в рамках нарастания оппозиции схоластике в обучении и движения за переустройство школьного обучения.