Византия
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ВИЗАНТИИ
Византия - наследница эллинско-римской культуры. Домашнее воспитание и обучение - характерная черта византийской жизни: в простонародных семьях - трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла; от матери дочери навыков домоводства. В состоятельных и знатных семьях обучение мальчиков и девочек грамоте.
Система образования состояла из 3 ступеней:
Первая ступень - элементарное образование - школа грамоты (пропедиа). Начало обучения в 5-7-летнем возрасте. Срок обучения - 2-3 года. Для чтения учебные тексты античных школ (Гомер, басни и другие); Псалтырь - и жития христианских святых. Счет сначала на пальцах, затем - камушки и счетная доска - абак. Церковное пение. Отсутствие физической подготовки. Наказание розгами. Методика: заучивание текстов наизусть, буквослагательный метод; обучение - от простого к сложному, от известного к новому.
Вторая ступень - школы повышенного типа - грамматические школы (педиа), церковные и светские (частные и государственные) обучение с 10-12 лет до 16-17 лет.
Содержание обучения: грамматика, риторика, диалектика, поэтика; в некоторых школах изучали «Математическую четверицу» (арифметику, геометрию, музыку и астрономию).
Цель обучения - формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления. Важное средство обучения - состязание школьников в толковании текстов и риторике. Методика обучения: учитель читал, давал толкование, задавал вопросы, отвечал сам на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Учащимся следовало много читать.
Третья ступень - высшая школа - имела определенную специализацию (упор на изучение риторики или права, философии или медицины и др.). Обучали на греческом и латинском языках (с XII по XIII вв. только на греческом).
Первая высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать) создана в 425г. в Константинополе (с IX в. переименована в Магнавру (Золотая палата)).
Преподаватели - государственные служащие; существовали своеобразные кафедры, возглавляемые консулами философии, главами риторов и др.
Высшие школы: юридические, медицинские, философские, патриаршие - подчинялись непосредственно императору.
Монастырские высшие школы имели свой устав, в котором регламентировались порядок обучения и воспитания монахов.
Философы - педагоги Византии и их взгляды на воспитание:
- Иоанн Златоуст (около 344 - около 407гг) - проповедник идей восточной христианской церкви, «вселенский учитель и светитель»;
Основными методами считал беседу и наставление. Главным источником знания - Библию.
- Иоанн Дамаскин (около 675 - 753гг) - первый средневековый учитель- схоласт. Идеи изложил в трактате «Источник знания» - это собрание философских, богословских и педагогических идей. Сторонник энциклопедического и богословского образования: «Нет ничего дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание - тьма...».
- Михаил Пселл (1018 - около 1078 или около 1096гг) - государственный деятель, философ, ученый - эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. Его учебники - это диалоги со студентами по риторике, истории, философии, политике, физиологии и естествознанию.
- Гемист Георгий Плифон (около 1355 - 1452гг) - философ, педагог, представитель последнего периода философской и педагогической мысли Византии. Цель воспитания: это достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Достижение цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без самообразования. Главная цель воспитания и обучения - подготовка человека прежде всего к земной жизни.