Отечественная школа

Отечественная школа и педагогика в советский период

В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поста­вившая на первый план внедрение в сознание учащихся поли­тико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим.

В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяются три крупных этапа: 1917 - начало 1930-х г., 1930-е г. и 1945-1991 гг. На этих этапах при определенной пре­емственности школьной политики и педагогической мысли про­являлись важные особенности и специфические черты.

В 1917 г., в начале первого этапа развития советской школы, пришедшие к власти большевики намеревались управлять Россией, использовав школу и учительство как инструменты своего влияния. "Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советс­кой власти", - говорилось в документах VIII съезда Российс­кой коммунистической партии (РКП) (1918).

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Лидеры большевистской партии включились в решение про­блем образования, рассматривая их как решающие для судеб страны.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглав­ляя Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) до 1929 г., занимался пропагандой коммуни­стических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал це­лесообразность формирования человека прежде всего в инте­ресах общества.

В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школь­ного образования была фактически ликвидирована. "Поло­жением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя сту­пенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образова­ние независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светско­го обучения, обучение на основе соединения с производи­тельным трудом.

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП(б) приняли постановле­ние О начальной и средней школе (1931).

Важным следствием курса на повышение образователь­ного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем негра­мотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел чи­тать и писать.

В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в го­ды Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Масса детей была лишена возможности учиться. В 1941/42 учебном году в РСФСР школу не посещали 25 % учащихся.

Приоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение.

Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусмат­ривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и о даль­нейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958). Реформа происходила путем трансформации 7 -лет­них школ в 8-летние.

Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десяти­летнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.

МБОУ "Называевская Гимназия" Омской области
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать