Западная Европа
Развитие практики образования
в странах Западной Европы в эпоху Возрождения
В Западной Европе особое распространение получили латинские (городские) школы.
В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию.
Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики.
Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.
Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа- гимназия, просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии.
Одной из известнейших стала
гимназия педагога Иоганна Штурма(1507-1589), которая
объединяла все ступени образования - начальную, среднюю и высшую - и
предполагала 10 ступеней обучения.
Исключением на фоне гуманитарно-ориентированных школ повышенного типа являлось учебное заведение, созданное Михаилом Неандеромв г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство.
К середине XVI в. огромное развитие получили школы иеронимитов - монашеского ордена братьев общей жизни. Школы учреждались религиозными общинами, процесс обучения и его организация основывались на гуманистических идеях и возглавлялись крупными педагогами-гуманистами. В содержание образования включались классические языки и литература, родной язык, разнообразные науки.
Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития.